Феня Сергеевна Клименок из Брагинского района была связной в партизанском отряде

Закаленное в борьбе с ненавистным врагом мужественное сердце Фени Клименок стало крепче стали, но война оставила неизгладимый тяжелый след на всю жизнь, ведь пережитые ужасы не забыть.

Феня Сергеевна Клименок из Брагинского района была связной в партизанском отряде

Феня Клименок на уроке немецкого языка в Комаринской средней школе. 1978 год
Страшное слово «война»
Феня родилась 8 июня 1925 года в деревне Нижние Жары. Была активисткой и комсомолкой, мечтала о светлом будущем. Тогда даже представить не могла, какие суровые испытания ей приготовила судьба. Прошло много лет, а день 22 июня она очень хорошо запомнила. Накануне вместе с двоюродным братом пошла на танцы в местный сельский клуб. Молодежь веселилась, а ранним воскресным утром по радио все узнали страшную весть: началась Великая Отечественная война.
Девушке было всего 16 лет. В тот день она быстро повзрослела, всем сердцем возненавидела фашистов, желала отомстить за украденную юность и счастливый блеск родительских глаз.
– Ни малейшего сомнения не было в том, что разобьем врага в два счета. Тогда не знали, что война будет такой долгой и страшной, принесет столько боли, тяжких увечий, многие потеряют близких и родных людей, останутся разрушенные семьи и искалеченные судьбы, лишенные детства ребята, а молодежь возьмет в руки оружие и встанет на защиту Родины, – вспоминает, оглядываясь назад, брагинчанка.
В августе 1941-го девушка с матерью эвакуировалась, но в Сумской области они попали в окружение немецкого десанта и вернулись в родную деревню. Отец уехал после них, работал в Саратовской области председателем колхоза, а после ушел на фронт. В мирное время председательствовал в колхозе «Нижний Днепровец».
Чудом избежала немецкого рабства
– Ноябрь 1942-го круто изменил мою жизнь, положив начало подпольной деятельности, – вспоминала Феня Сергеевна. – Тогда в деревню пришли разведчики партизанского соединения Ковпака, постучались в наш дом, попросили собрать продукты. От них получила первое ответственное задание: написать на листочках сообщения Совинформбюро о событиях на фронте и распространить в деревне, чтобы поднять моральный дух людей на оккупированной территории.
В патриотическом порыве и с верой в Победу юная комсомолка помогла партизанам связаться с отрядами Николая Таранущенко и Николая Попудренко. Горя желанием приносить пользу в тяжелое для страны время, не раз рисковала собственной жизнью, оказывая помощь в доставке раненых в безопасные места.
– Сегодня удивляюсь своей смелости. Быть связной для молодой девушки – опасная работа. Нас ведь этому не учили, приходилось обучаться на ходу, буквально под носом у гитлеровцев выполнять опасные задания и при этом себя не выдать, проявлять смекалку и изобретательность при встрече с немецкими патрулями и полицейскими. Разговаривала с оккупантами, не дрогнув ни единым мускулом, хотя сердце в груди бешено колотилось, мне казалось, что его стук слышат окружающие. Преодолевая километры дорог через густые леса, с большим риском для жизни передавала ценные сведения, ни разу не привела в партизанский лагерь «хвоста», в каждой деревне имела «глаза» и «уши». Маскировалась, подмечала и запоминала, где стоит немецкая техника, находятся огневые точки, располагается штаб, кто из местных в полицаи записался, – рассказывала ветеран.
От ее зоркого взгляда ничто не ускользало. Понимала опасность, но задания выполняла четко. За смелость ее ценили и уважали партизаны, а бесстрашию удивлялись даже опытные бойцы. Как и многие соратники, не думала о подвигах и тем более о наградах, поступала так, как велела совесть, защищала семью и страну и своим примером вдохновляла других на Победу.
Собеседница вспоминала, как нередко народные мстители попадали в облавы, но ей чудом удавалось обходить вражеские патрули. Скромно улыбаясь, говорила: «Наверное, мне просто везло, видимо бог помогал и берег».
Однажды в первых числах января 1943-го фашисты все же случайно схватили Феню, но так и не узнали, что в их руках партизанская связная, в противном случае не избежала бы допросов, пыток и избиений. Вместе с сельской молодежью ее собирались отправить на каторжные работы в Германию. В немецкое рабство не попала по счастливой случайности. Хозяин дома, куда пленных распределили на ночлег, был связан с народными мстителями и помог Фене бежать, рискуя собственной жизнью.
В родной деревне девушке оставаться стало опасно. Находила приют у жителей Скородного в родном районе и Заглыбье на Украине, скрывалась под чужими именами, продолжала оставаться связной в партизанском отряде имени Чапаева. В первой половине мая 1943-го отряд примкнул к соединению Ковпака, вскоре вступили в бой с врагом.
– Вечером командир отправил меня в штаб узнать обстановку. Дан приказ – следовать к Припяти. У реки впервые увидела легендарного Сидора Ковпака, а также активных и мужественных участников партизанского движения – украинца Петра Вершигора и грузина Давида Бакрадзе, – вспоминала связная. – После Ровенской области Ковпак со своим соединением направился в Карпаты, а наш отряд ушел на восток и попал в окружение. Много тогда смелых, отважных и преданных Отчизне бойцов было ранено от вражеских пуль и пало смертью храбрых. С большими потерями прорвали окружение, соединились с частями Красной армии между деревнями Чапаевкой и Гдень. Вскоре партизанский отряд расформировали: мужчин и медперсонал включили в состав армейских частей, а женщин отправили домой.

Феня Сергеевна Клименок из Брагинского района была связной в партизанском отряде

В Брагинском районе чтят память героев
Пионервожатая, учитель и заведующая детсадом
С этого времени для Фени Сергеевны началась мирная жизнь. Предстояла серьезная работа по восстановлению народного хозяйства, но она была радостной, без страха и с большой надеждой на счастливое будущее. Сначала бывшая связная трудилась библиотекарем в деревне Нижние Жары, а после окончания курсов старших пионервожатых трудилась в Гденьской школе. Вскоре по распоряжению ЦК ЛКСМБ молодую энтузиастку направили старшей пионервожатой в город Столин на Брестчине.
В 1945 году Феня Клименок вернулась на малую родину, где началась другая страница ее жизни. Окончила Мозырское педучилище, Нежинский пединститут имени Н. В. Гоголя, государственные курсы иностранных языков в Москве. В Нижнежаровской школе трудилась учителем начальных классов, русского языка и литературы, немецкого языка. С 1968 по 1977 год работала заведующей Комаринским детским садом, а с 1977-го – учителем немецкого языка в местной школе. Награждена орденом Отечественной войны II степени, медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
Все, кто был знаком с Феней Сергеевной, отмечали ее простоту и душевность. Возвращаясь с мыслями в далекие сороковые годы, собеседница сразу преображалась, лицо становилось серьезным, а взгляд твердым. Потомкам бывшая партизанская связная оставила наказ любить свою Родину так, как поколение победителей, ценить и защищать мир, чтобы никогда и никому не довелось пережить то, что испытала она, юная девчонка, на суровой и кровавой войне.