«Батлейка в Ветковском» уже стала традиционным мероприятием. В новогодние и рождественские праздники музейные работники говорят про традиции, показывают батлейку «Царь Ирод» и вместе с посетителями поют колядки и щедровки. Мы побывали на постановке в Гомельском филиале Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций имени Ф. Г. Шклярова и убедились, что это не просто учебное занятие и даже не развлекательный спектакль, это — настоящая возможность ненадолго окунуться в атмосферу, в которой рождество встречали наши предки, сообщает sb.by. Почти все, как и века полтора назад: на возвышении резная деревянная конструкция, на верхнем ярусе свои песни поет ангел, на нижнем — черт соблазняет на подлость и низость слабого человека. Куклы без детализированных лиц, но в ярких узнаваемых костюмах. «Говорят» куклы по-белорусски. В роли создателя, реставратора, кукловода и «голоса» — научный сотрудник Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций Андрей Скидан: — Каранямі батлейка зыходзіць у сівую даўніну. Адно магу сказаць, што наш выбітны этнограф Еўдакім Раманаў у пачатку ХХ стагоддзя запісваў на гэтай тэрыторыі як раз гомельскую батлейку, то бок яна бытавала не толькі на тэрыторыі Беларусі, але і канкрэтна на нашых землях. Сюжет традиционный, рождественский. Царь Ирод, услышав о рождении Иисуса Христа, приказывает убить всех младенцев. Это драма, но обязательно с элементами, юмора, сатиры, некоторого фарса, чтобы не просто передать рассказ, но и развлечь местных жителей. — Паказывалі Батлейкі заўсёды на кірмашах, якіх як раз у гэты час было некалькі — на Васільеў дзень, на Ражаство і на Хрышчэнне. Людзей багата збіралася, батлеечнікі прывозілі з сабой самаробныя лялькі. Тэкст ніколі не існаваў у рукапісным варынце, заўсёды трошкі змяняўся, але сюжэт заставаўся цэльным, — рассказывает Андрей Скидан. Батлеечники, кстати, порой позволяли себе транслировать довольно смелые вещи, не неся никакой ответственности — «ведь это куклы говорят». Строгого историзма в постановках не найдешь, а вот местного колорита — хоть отбавляй. Спектакль получился очень эмоциональный. Если ангел поет нежно и спокойно, то Ирод обязательно кричит и ругается. Некоторые дети откровенно побаивались этого персонажа! Но за всего его прегрешения злого царя наказывает еще большее зло — Смерть. Вместе с малышами и взрослыми Андрей Скидан вспомнил и рождественские традиции белорусов — от кутьи и свечи в тыкве до козы и медведя, в которых обязательно перевоплощаются колядовщики. А за исполнение щедровок самые активные получили в подарок сладости. ПОХОЖИЕ СТАТЬИ:Необычный оливье с мандаринками приготовили на «Знаковой встрече» в Мозыре13 января приметы и запреты в канун старого Нового года: устраивайте щедрования и сами не скупитесь ...Около 500 тортов испекут брагинские кондитеры к выборамКакое событие стало для вас самым запоминающимся в уходящем году? Ответы гомельчан Навигация по записям Рождество под столетней елкой. Как жители Великого Моха встречают зимние праздники в компании соседей и закатывают пир прямо на улице 8 января прямую линию проведет заместитель начальника областного управления Фонда социальной защиты населения Ирина Сивакова