Продолжаем обсуждать исследование, проведенное по заказу БИСИ социологической лабораторией ГГТУ имени П. О. Сухого, с ее руководителем, доктором социологических наук, профессором Виктором КИРИЕНКО. Хотят дороги и пляжи – Как жители Гомельской области оценивают уровень своих доходов? Держава – это от слова «держать». Власть нужна не для того, чтобы гладить по голове, а чтобы обеспечить интересы каждого человека и общества в целом – Белорусы – люди скромные и о своем благосостоянии заявлять не спешат: 2% респондентов честно признались, что могут позволить себе любые покупки, включая квартиры, машины, элитный отдых. 17% опрошенных отметили, что они и их семьи живут обеспеченно, однако с приобретением дорогостоящих вещей есть проблемы. Около половины (42%) участников исследования обозначили, что семейные доходы у них в основном идут на продукты, коммуналку и другие жизненно необходимые траты. Чуть меньше трети (30%) ответили, что денег в целом хватает, но обновить мебель, бытовую технику, приобрести машину сложно. Приведенные данные отражают мнение респондентов. При этом беспристрастная статистика свидетельствует: на тысячу жителей Гомельской области приходится около 330 автомобилей в личном пользовании. Это значит, семья из трех человек имеет в собственности машину. И, наконец, 7% участников исследования заявили, что им не всегда хватает даже на питание, одежду, оплату жилья и услуг ЖКХ. – То есть 7% людей в нашей области живут в бедности? – Мы фиксируем самоощущение граждан, и 7% – то их количество, которое само себя считает нуждающимися. Обществу и государству необходимо понять – почему. Если это многодетная семья или пожилые люди, инвалиды, то необходима прямая материальная помощь. В других случаях, возможно, лучше содействовать в трудоустройстве либо в получении востребованной профессии. Вообще, какую страну ни возьми, около 10% граждан отнесут себя к категории обездоленных, а в некоторых, глубоко разделенных на сверхбогатых и сверхнищих, – и намного большее число. – Можно ли сказать, что часть наших людей уже стремится к некой статусности? – Абсолютно. Мы задавали вопрос «Что является для вас показателем высокого качества жизни и что есть у вас?». Наиболее не удовлетворенной оказалась потребность в активно-познавательном отдыхе – путешествиях. Этот маркер благосостояния называл каждый седьмой из 10 опрошенных. При этом только каждый десятый обозначил, что он такой возможностью уже располагает. Туристическому бизнесу здесь надо шевелиться и активно предлагать людям варианты. Следующий интересный аспект: две трети опрошенных (66%) отметили как признак достатка – способность покупать дорогостоящие вещи, технику, автомобили, не прибегая к кредитам, и лишь 9% указали, что у них это делать получается. А на такой индикатор благополучия, как наличие финансовой «подушки безопасности» и стабильного дохода, указал 61% опрошенных. Тогда как 34% поделились, что подобная «подушка» есть. – При этом симптоматично, что обладание собственным жильем людей не сильно впечатляет – 61% его имеют и лишь 47% называют фактором состоятельности. – Это социальная классика: то, что человек уже имеет, перестает быть для него мотиватором. Логика такая: все же где-то живут, что здесь особенного. То же самое с образованием. Школьное и среднее профессиональное являются всеобщими и бесплатными, а высшее – вполне доступное. Поэтому население не слишком ценит то, к чему привыкло как к данности. – Были ли у респондентов предложения, что можно усовершенствовать в их населенных пунктах? Может быть, чего-то не хватает? – Есть такая информация. Подчеркну, что данный вопрос был открытым. Это значит, люди не из готового «меню» варианты выбирали, а самостоятельно вписывали в пустую строчку свое мнение. Чаще всего участники опроса жаловались на состояние дорог и работу транспорта, а также просили организовать досуг: обустроить пляжи, зоны отдыха, поставить кафе, детский центр, игровые площадки. Переезжать ради работы не готовы – Виктор Васильевич, из исследования понятно: гомельчанам есть к чему стремиться в плане увеличения своих доходов, улучшения материального положения в целом. А какие меры они готовы для этого предпринимать? – Результаты данного исследования, как и предыдущих, говорят о том, что у наших земляков превалирует традиционный белорусский метод решения финансовых проблем – затягивание поясов, снижение запросов. С одной стороны, неплохо, что часть населения трезво оценивает свое финансовое положение и старается жить по средствам. С другой стороны, настораживает, что эта часть граждан пассивно принимает ситуацию, не пытаясь включиться в ее изменение: повышать квалификацию, осваивать новую профессию, работать дополнительно, например, по совместительству. Вообще единицы собираются искать другую работу с большим заработком и тем более – за границей. – Конечно, далеко не каждый рискнет все бросить и рвануть в другую страну. Особенно с не самой востребованной профессией. Потому что с востребованной – и здесь хорошо живут. К тому же, у нас менталитет такой: очень важны дом, кусок земли, дерево, которое ты посадил. – Да, геополитические, как и природно-географические условия формирования белорусского этноса, предопределили вековечную истину – «где родился, там и пригодился». Вот у американцев нет родного города. Они живут там, где у них есть высокооплачиваемая работа. И в США все алгоритмы жизнедеятельности к этому приспособлены. У них квартира – это меблированное помещение, как правило, арендованное. Им никогда не нужно что-либо с собой перевозить. Себя взяли и поехали. Жизненный алгоритм белорусов построен иначе: свой дом, своя квартира – это больше, чем просто жилплощадь. Рядом живут дети, родители, родственники, друзья, соседи, одноклассники. Как без них? Не «Черкизон», а путешествия – Давайте резюмируем эту часть вашего исследования. Какие выводы сделаете? – Я обратил бы внимание людей, имеющих отношение к организации дискуссий и принятию решений, что не стоит муссировать темы, которые и без того позитивно воспринимаются в обществе. Акцент целесообразнее делать на снятие проблемных вопросов. Как пример из нашего исследования – население беспокоит состояние дорог, особенно в придворовых зонах. Их вид пришел в диссонанс, во-первых, с добротным преображением магистралей, а во-вторых, с качественным изменением культуры самих жителей. Здесь будет уместным напомнить, что несколько недель назад о неудовлетворительном состоянии таких дорог высказался Президент и дал поручения привести их в порядок. Глава государства тонко чувствует, что тревожит народ, и быстро реагирует. – Какие-то моменты удивили вас в этом исследовании? Или впечатлили? – Пожалуй, самое неожиданное – то, что у жителей Гомельщины очень четко проявилась потребность в знакомстве с другими городами и странами. Жители области хотят познавать мир, путешествовать. Их базовые потребности закрыты: есть продукты питания, машины, жилье. Жизнь в целом стабилизировалась. Теперь хочется эмоций, впечатлений. – А то, что у наших граждан появилось понимание: они живут, как минимум, не хуже, чем соседи? – Да, тоже знаковый момент. Гомельчане старшего и среднего поколений были не только свидетелями, но и активными участниками челночных туров, обыденных для 1990-х – начала 2000-х, «теневой» трудовой миграции, шоп-туров. Помню, когда-то я ездил в командировки в Москву и оттуда для своих детей и родственников вез одежду, продукты. Нынче тот же самый ассортимент есть и здесь, во всех белорусских магазинах. Более того, наши продукты питания узнаваемы в мире, они ценятся. И это не мы бегаем в поисках сгущенки, а иностранцы ищут, где бы лишнюю баночку раздобыть, утверждая, что у нас вкуснее и качественнее. Другой пример. Раньше значительная часть мужчин работала в России – кто на подмосковных стройках, кто вахтовиками в Сибири, на Крайнем Севере. Теперь ситуация изменилась: в российскую столицу вместо двух поездов уже ходит один, да и тот в сцепке с могилевским. Получается, особой востребованности для трудовой миграции у московского направления нет. Потому что зачем куда-то ехать, если можно заработать дома. Мы стали самодостаточными. И это тоже оценка того, как мы живем по сравнению с другими. Продолжая свою мысль о запросе граждан на путешествия, вполне допускаю, что московский вектор будет востребован – правда, не в «черкизовском» варианте, а в туристическо-познавательном. Но для этого руководителям белорусских и российских железных магистралей необходимо в форме конкретных ценовых решений показать, что поезд Гомель – Москва по стоимости билетов не будет международным, ведь он не выходит за границы Союзного государства. – Знаете, что меня удивило в ответах респондентов? Только 1% назвал мир и стабильность достижениями, которыми они гордятся. Хотя это же один из брендов Беларуси – мирное небо над головой. – Для социолога тут ничего удивительного. Мы же не думаем о чистом воздухе, когда им дышим. То есть для того, чтобы чем-то дорожить, нужно чтобы этого чего-то не хватало. У нас есть мир, есть гражданское согласие. Поэтому люди о таких вещах и не задумываются. Проект создан за счет средств целевого сбора на производство национального контента. Продолжение следует ПОХОЖИЕ СТАТЬИ:Лунный календарь работ садовода-огородника на 2025 годМВД о безопасности во время выборов: все силы четко знают свои задачиУникальную технологию опробовали нефтяники на месторождении в Речицком районеС радостью и трепетом в сердце: в Гомеле прошел большой рождественский концерт Навигация по записям 11 января приметы и запреты в Страшной день: не обсуждайте чужую жизнь и не завидуйте, лучше завершите отложенные дела Добрые дела объединяют сердца: благотворительные акции продолжают радовать жителей Гомельщины