Константина Заслонова – одного из организаторов и руководителей партизанского подполья – называли Дядей Костей

Памятное событие моей школьной жизни – экскурсия по Беларуси. Было это на летних каникулах в 1970-м. В кузове грузовика вместе с тремя педагогами проехали по героическим местам республики.

Константина Заслонова – одного из организаторов и руководителей партизанского подполья – называли Дядей Костей

Одним из городов на маршруте была Орша. Мы возложили полевые цветы к памятнику Героя Советского Союза Константина Сергеевича Заслонова. Этот человек в сложнейших условиях фашистской оккупации совершал невероятные по дерзости операции под носом у гитлеровцев. Его героическая биография сродни «катюшам», установленным в этом городе.
Во время работы в «Гомельскай праўдзе» мне посчастливилось общаться с бывшим подпольщиком и партизаном Владимиром Афанасьевичем Шкабариным, который участвовал в совместных боях с Заслоновым. Ветеран таким вспоминал Константина Сергеевича: «Он ходил в фуражке пограничника. Темно-синее галифе, сапоги, куртка кожаная. Маузер у него был, планшет… Питался из одного котла со всеми. Простой был. Настоящий командир! В бою в Пашковском лесу, помнится, власовцы на нас наступали. В основном там росли ели, а противник бьет разрывными пулями. И хотя не так страшно в лесу – 90 процентов их не долетает, ощущение все равно неприятное. Я видел, как один партизан подбежал к Заслонову и сказал, что пулемет заедает.
– Дай-ка мне его, – сказал Дядя Костя. И тут же собственноручно испытал оружие. Понял, что боец просто струсил.
– Не бойся! Отступать нам некуда. Ложись в цепь, – сказал Константин Сергеевич.
И потом громко скомандовал: «Рота автоматчиков Короткова, заходи с правой стороны!» А ведь там от силы было отделение партизан…»
Константин Заслонов родился 7 января 1910 года в городе Осташкове Тверской губернии России в крепкой крестьянской семье Сергея Гавриловича и Анны Петровны Заслоновых. В 1930-м окончил Великолукскую железнодорожную профтехшколу. Жизнь железнодорожника Заслонова связана с многочисленными переездами в связи с новыми назначениями. В 1935 году Константин Сергеевич – помощник начальника паровозного депо Новосибирска, спустя два года руководит паровозным депо станции Рославль. В Оршанское узловое депо прибыл в 1939-м.
Машинист Александр Казаринов рассказывал дочери героя Музе Константиновне: «Мне неоднократно приходилось ездить с Константином Заслоновым. Он отличался неутомимостью, способностью работать без устали, ездить из поездки в поездку. Никогда не унывал, был весельчаком и запевалой любимых комсомольских песен…»

Муза Заслонова:

Я стояла на том самом месте, где смертельная пулеметная очередь прошила грудь и живот отца, и вдруг вся его боль – физическая – передалась мне. Словно он, этот сгусток боли, все время, все тридцать лет находился там, на этом месте, в этом пространстве, и ждал именно меня!

Храбрые из храбрых
В начале Великой Отечественной, после эвакуации в Москву, Заслонов трудился в депо имени Ильича. В октябре 1941-го решил сам возглавить сопротивление железнодорожников в тылу врага. Его партизанский псевдоним Дядя Костя. Созданная Заслоновым группа изготавливала угольные мины и применяла их для подрыва немецких паровозов. Действовали успешно: за три месяца подорвали 93 единицы!
«Наша страна в огне. Жизнь требует, чтобы каждый, кто дышит и хочет дышать здоровым советским воздухом, стал на защиту нашей Родины, – написал К. С. Заслонов комиссару путей сообщения Л. М. Кагановичу. – Я, начальник паровозного депо Орша Западной железной дороги, Заслонов Константин Сергеевич, прошу Вашего разрешения организовать партизанский отряд и действовать в районе от Ярцево до Баранович в полосе ж.д. линий станций и других железнодорожных сооружений. Временно прошу 20–25 человек отборных орлов, храбрых паровозников, умеющих держать в руках не только ручку управления паровозом – реверс, но и пулемет, владеющих артиллерийским делом, танком, автомашиной, мотоциклом, связью. Я Вас заверяю от имени храбрых из храбрых, просящих передать Вам, что клятву партизан, присягу выдержим с честью».
Разрешение было получено. Вскоре группу будущих партизан переправили в Смоленск, где к ней присоединилось еще несколько человек. Был сформирован отряд из 40 добровольцев. В течение двух недель они прошли ускоренную военную подготовку.
Партизанский отряд провел несколько успешных боевых рейдов. Большое количество живой силы и техники врага заслоновцы уничтожили в районе Витебск – Орша – Смоленск.
Всегда вступался за слабых
Удивительны перипетии судьбы. Дочь героя, Муза Константиновна, работавшая режиссером документального кино на «Беларусьфильме», в 70-е годы прошлого века готовила очередной киножурнал о деятелях культуры. Мне, студентке филфака БГУ, пишущей стихи, отвели несколько минут для творческого портрета. Муза Заслонова позвонила в наше университетское общежитие, рассказала о своей идее провести съемки в живописных местах моей родной Мядельщины. На рафике вместе с ней, водителем и оператором Феликсом Кучером, проехав вокруг Нарочи, добрались до родительского двора. А на обратном пути, сделав остановку в лесу в Вилейском районе, спустились к железной дороге. Стояли молча… Благодарна Музе и Феликсу, что осталась бесценная память: кадры родительского дома, с мамой во дворе.
Спустя много лет я прочла книгу Музы Заслоновой «Фамилия», изданной совсем небольшим тиражом, в подзаголовке значится «Игры ХХ века. Семейные хроники». Вот несколько фрагментов из этой книги.
«Как рассказывали мне его бывшие деревенские соседи, такая была у него натура – всегда вступался за слабых, даже если из-за этого самому доставалось. Возможно, именно в нем, Косте Заслонове, сконцентрировался сгусток родового предназначения, обозначенного фамилией: заслоняй! защищай!
…В Витебске наша семья жила счастливо. Ту комнату, что он снимал еще женихом, сделали его кабинетом. Часто там собирались его друзья, и все вместе они корпели над чертежами, о чем-то горячились, спорили, а то и шутили-дурачились. Время от времени прикалывали кнопками очередной чертеж к стене, рассматривали его издалека и вблизи, обсуждали… Уже позже я узнала, что папа с коллегами разработали несколько усовершенствований кое-каких механизмов в паровозе и получили даже небольшие денежные премии.
Очень скоро папу перевели в Рославль с повышением – начальником депо… Он взял за правило являться в депо в белоснежных рубашках и безукоризненно отутюженных костюмах. Он требовал от рабочих и служащих дисциплины и, естественно, сам старался служить примером.
Очень скоро после рождения сестренки (Ирины – прим. автора) наша семья переехала в Оршу. Папу перевели на более ответственный участок. Оршанское узловое депо считалось почетным назначением, ведь через Оршу проходило множество железнодорожных веток в разные концы страны».
Депо выбилось в лучшие на Западной дороге, начальника оршанского паровозного депо Константина Сергеевича Заслонова наградили медалью «За трудовое отличие».
14 ноября 1942 года Заслонов погиб в бою с карательным отрядом в Сенненском районе Витебщины. 7 марта 1943-го посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.
В Советском районе Гомеля с 1948 года одна из улиц носит имя Константина Заслонова.
Из воспоминаний Веры Васильевны Доморацкой:
«За голову Заслонова давали 50 тысяч марок. Радио немецкое объявляло, и афиши расклеивали – за живого или мертвого! …Константин Сергеевич был особенный, не как все остальные командиры! Он всегда жалел людей! Если посылал на задание, предупреждал: «Головой зря не рискуйте!» Когда в Логах был бой – мы же почти в мешке оказались. А он так сумел вывести нас, почти без потерь. И еще самолеты принять с Большой земли. И после его гибели ребята любили повторять его любимое слово: «Рубанем!» Он часто так говорил: «Рубанем, ребята! По фашистам рубанем!..»